На главную
Саморегулируемая организация Ассоциация "Строители Оборонного и Энергетических Комплексов" (СРО "АСОЭК")



   

Закажите обратный звонок

Закон о специальной оценке условий труда. Что нового?

Уважаемые коллеги!

Напоминаем Вам, что с 01.01.2014г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Вместе с ним вступили в силу многочисленные изменения трудового законодательства и ряд федеральных актов, таких как закон № 421-ФЗ от 28.12.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Что же нового внёс этот закон?

Специальная оценка условий труда, являясь дальнейшим продолжением и развитием аттестации рабочих мест по условиям труда, содержит ряд принципиальных отличий:

  1. Специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих места «надомников» и дистанционных рабочих мест (понятие которых в Федеральном законе отсутствует), а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
  2. Особые условия проведения специальной оценки определены для рабочих мест гражданской и муниципальной службы, на которых специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в этой области и для рабочих места, на которых работники «связаны» с государственной тайной. Специальная оценка на таких рабочих местах проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне.
  3. Порядок проведения специальной оценки условий труда представляет собой комплекс мероприятий, включающий:
    • Утверждение комиссии, число членов которой должно быть нечетным, графика проведения специальной оценки условий труда;
    • Идентификацию вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда);
    • Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
    • Оформление результатов проведенной специальной оценки;
    • Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки уполномоченным государственным органам.
  4. Введено понятие ДЕКЛАРИРОВАНИЕ соответствия условий труда, которое:
    • Осуществляется по результатам идентификации при отсутствии вредных и опасных факторов производственной среды;
    • Оформляется работодателем и регистрируется в Государственной инспекции труда;
    • Декларация соответствия имеет срок действия 5 лет со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда (при отсутствии несчастных случаев за указанный период времени срок действия декларации считается продлённым на следующие 5 лет).

Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.12.2013 г. действительны в течение всего срока их действия (5 лет).

  1. ФАКТОРЫ, подлежащие исследованию при проведении специальной оценке условий труда:

Физические факторы;

Химические факторы;

Биологические факторы;

Тяжесть трудового процесса;

Напряженность трудового процесса.

  1. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, которые по степени вредности и (или) опасности подразделяются на оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
  2. Результатом проведения специальной оценки условий труда является отчет, содержащий следующие документы:
    • Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда;
    • Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
    • Карты специальной оценки (вместо карты аттестации рабочего места);
    • Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
    • Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ);
    • Сводная ведомость результатов специальной оценки;
    • Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.
  3. На рабочих местах необходимо проводить такое мероприятие как внеплановая специальная оценка условий труда, которая должна проводиться при:

- Вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

- Изменении технологического процесса;

- Изменении состава применяемого сырья и (или) материалов;

- Получения предписания Государственной инспекции труда Российской Федерации;

- Изменении в уровне СИЗ;

- Наличии несчастного случая;

- Наличии мотивированного предложения профсоюза.

  1. Определены обязанности работодателя в рамках проведения специальной оценки условий труда:
    • Обеспечение проведения специальной оценки условий труда;
    • Предоставление необходимых документов организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;
    • Письменное ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда;
    • Предоставление работнику разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
    • Реализация мероприятий по улучшению условий труда.
  2. Определены права и обязанности работников при проведении процедуры специальной оценки условий труда:
    • Личное участие в проведение специальной оценки условий труда;
    • Обращение к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;
    • Обжалование результатов проведенной специальной оценки условий труда;
    • Ознакомление (как обязанность) с результатами специальной оценки условий труда.

В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда,  предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);

для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако, с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда», изменятся и санкции за нарушение охраны труда.

Так, в соответствии со ст.11 закона №421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступит в силу  новая редакция КоАП, согласно которой за не проведение специальной оценки условий труда, а так же за нарушение правил ее проведения, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП – от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Более подробную информацию по специальной оценке условий труда вы найдёте в следующих документах:

  1. Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  2. Федеральный закон от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
-